Блог

Деконструкция образа «роковой женщины. Психоаналитический взгляд.

Роковая женщина, или как часто говорят по-французски «femme fatale» - выражение, которое можно встретить часто: в повседневной беседе, в литературе, кино и в особенности на страницах журналов. Само выражение пришло из литературного жанра и сферы киноискусства. Так называют героиню, которая привлекательна, пользуется особой популярностью среди мужчин, умеет ими манипулировать и всегда не та, за кого себя выдает. Также в словосочетании «роковая женщина» и в русском и французском варианте присутствует указание на изменение судьбы. Проще говоря, это еще и та женщина, которая меняет судьбы людей. 

Интересно поразмышлять над тем, кто же такая эта роковая женщина в современной культуре, если посмотреть на нее сквозь призму психоанализа. 

Глянцевые издания буквально переполнены статьями с инструкциями для женщин о том, как стать роковыми женщинами в жизни окружающих их мужчин. Образ роковой женщины, по всей видимости, желанен для женской аудитории, поэтому всячески тиражируется в медиа. Статьи женских журналов учат современную женщину быть независимой, самостоятельной, недоступной, позиционировать себя в общении с мужчиной как некий желанный  объект, приз или трофей, который может быть выигран, если мужчина пройдет через предлагаемые ему этой самой роковой женщиной испытания. Так или иначе, с темой роковых женщин в современной культуре связано огромное количество мифов, часть из которых эта заметка попробует развенчать. 

За столь глубоким интересом женщин к тому чтобы стать роковыми в жизни мужчин чаще всего скрывается их глубокая потребность в том, чтобы ощутить себя уверенными в себе. И именно тогда когда они себя так не чувствуют, в ход идут многоступенчатые стратегии поведения, которые женщины выстраивают на основе прочитанных в журналах статей. Такие выводы лежат на поверхности и к ним несложно прийти, если хоть немного поразмышлять над этой проблемой. 

Возвращаясь к психоаналитическому взгляду, попробуем разобраться в том, зачем женщине так важно позиционировать себя в качестве желанного объекта. И для женщины, и для мужчины важно чувствовать себя любимыми и принятыми. Это базовая человеческая потребность. Когда речь идет о любовных отношениях мужчины и женщины, то, как правило, ситуация осложняется наличием секса. Общение в этих отношениях представляет собой своего рода смесь из сексуального желания и дружеского принятия. Скорее всего именно такого варианта связи и ищут все те женщины, которые зачитываются статьями о том, как стать роковыми. Сложно представить, чтобы хотя бы одна из них мечтала бы о том, чтобы стать чьей-то сексуальной игрушкой. И здесь возникает противоречие. 

С точки зрения психоанализа желание и любовь это два разводимых «по разным углам» понятия. Желание всегда идет вслед за чем-то большим, чем то что невозможно получить здесь и сейчас. Оно функционирует в рамках логики «все не то» (Сл. Жижек «Гегель о браке»). Наверняка всякому читателю знакомо чувство, когда получаешь желанный объект и получив, немедленно перестаешь ему радоваться и его хотеть. Такова зыбкая материя желания. В то время как любовь, если понимать ее как особую связь между людьми  в некотором смысле даже противопоставляется желанию. Любовь говорит «это то самое, вот этого обыкновенного человека со всеми слабостями и недостатками я и люблю, этот человек таков». Это совсем не означает, что любовь теряет духовное измерение, скорее, наоборот, это духовное измерение становится возможным за счет переживания «таковости» любимого человека. 

Таким образом, желание человека это нечто такое, что по определению не может быть удовлетворено. Сущность желания состоит в его бесконечном смещении все дальше и дальше на новые и новые недосягаемые объекты. Но человек не может избежать этого опыта, так как желание, так сказать, «зашито» в его психическую структуру, а отсутствие желания наводит скуку и делает невозможным производство жизненных смыслов. Поэтому желание в жизни конкретного человека и особенно в отношениях между мужчиной и женщиной является очень важной составляющей. Тем не менее одного только желания недостаточно для прочных отношений. Перейдем к рассмотрению психической структуры роковой женщины. 

Что происходит с роковой женщиной? Как ей удается оказываться всегда желанной? В какую ловушку загоняют себя роковые женщины современности, когда сознательно или неосознанно делают из себя недоступные, запретные объекты? И как устроена структура тех женщин, которые всю жизнь скользят от одного мужчины к другому, меняя их судьбы, не вступив в долгосрочную связь? Хотелось бы оговориться, что в общем и целом все то что в данном тексте сказано о роковых женщинах применимо и к структуре роковых мужчин, образами которых переполнена русская классическая литература (Онегин, Печорин, Базаров и так далее). 

Рассмотрим психическую структуру «роковой женщины» на примере биографии одной из самых известных роковых женщин в истории Европы Лу Андреас Саломе. Женщина, пленившая сердца философов Поля Рэ и Фридриха Ницше, поэта Рильке и, конечно же, близкая подруга Зигмунда Фрейда, единственная, кто отказался лечь на его психоаналитическую кушетку, но не утратила при этом расположения отца-основателя психоанализа.

Анализируя психическую структуру Лу Саломе, психоаналитик В. Мазин пишет о том, что отношения Лу Саломе с мужчинами характеризуются метафорой амбивалентности - «лед и пламя». Современники-мужчины описывали Лу Саломэ как женщину, которая на время загорается страстью, а затем тотчас гаснет. Есть множество психоаналитических объяснений того, что именно способствует формированию такой психической структуры, но в рамках данного текста более важным представляется остановиться на этой черте «холодной страсти».  Именно эта черта, отыгрываясь в отношениях роковой женщиной, делает ее вечно недосягаемым и желанным объектом для мужчин. Такая женщина становится кем-то, кто вечно ускользает, кем-то, с кем нельзя почувствовать связи, даже находясь рядом. Если вспомнить описанную ранее логику функционирования желания, то мы увидим, что подобная «расстановка» в отношениях, с одной стороны, делает роковую женщину вечно желанной, а с другой, как ни странно, полностью исключает любовь, в которой скорее всего сильно нуждается и она сама и ее сексуальный партнер. 

Таким образом, роковая женщина, будучи вечно желанным объектом, тем не менее имеет крайне скудные способности к выстраиванию человеческой связи. Даже если мы обратимся к образам из кино или литературы и вспомним развитие сюжетов, в которых есть роковые героини, то обнаружим, что скорее всего каждая из таких героинь глубоко травмирована: отвержена матерью или отцом, является носительницей какой-то сильной боли или страшной тайны, и глубоко внутри она нуждается в принятии и любви еще сильнее, чем мужчины, чьи жизни она разрушает. Именно травмированность и ощущение собственной «плохости» не дают женщине с подобной структурой задержаться в каких-то отношениях, установить прочную связь, выйти из отношения «это не то» в отношение «это то самое». 

В заключение хотелось бы развести понятия роковой и независимой женщины. В обыденном дискурсе эти понятия очень часто сплетены и чуть ли не синонимично подменяют друг друга. Прояснив причины и корни роковой структуры, можно лучше обозначить разницу между женской эмансипированностью, которая оказывается все более и более проявленной в современных женщинах, особенно живущих в больших городах, и образом роковой женщины, которая часто оказывается глубоко несчастной, не способной к длительной связи, потерянной, запутавшейся в собственных желаниях женщиной. Уверенность, независимость и стремление развиваться - те черты, которые подкрепляют ощущение полноты жизни и повышают ее качество для любого человека независимо от пола, в то время как столь желанная многими женщинами черта роковой является скорее препятствием на пути к любви.